Главная » Статьи » Специальные проекты » Жемчужины Лисок

ТАНК-ПАМЯТНИК ИС-20

Танк-памятник ИС-20 расположенный у здания Лискинского военкомата на улице Маршала Жукова вдохновляет призывников на доблестную защиту родины уже многие годы. Скромная табличка на постаменте, гласит: «Воинам 18-го стрелкового корпуса, освобождавшим Лискинскую землю. 1941 – 1945гг.». К сожалению мало кто знает, что это уникальный танк, ведь машин с такой модификацией в мире сохранилось всего лишь около 40 единиц. Танк названный в честь Иосифа Сталина прошел войну, пережил мирное время и достойно встал на пьедестал в преддверии 45 годовщины освобождения Лискинского района от немецко-фашистских захватчиков.

Благодаря воспоминаниям очевидцев удалось восстановить замысловатую историю появления столь редкой боевой машины в городе Лиски. Спустя столько лет было довольно трудно разыскать людей, которые смогли пролить свет на памятник стоящий на страже нашей истории. Известный лискинский журналист Николай Алексеевич Кардашов, смог найти даже инициатора установки памятника – полковника в отставке Илью Яковлевича Мелашенко.

НА ПОСТАМЕНТ ИЗ КОЛХОЗНОГО САРАЯ

- На втором году моего комиссарства в Лисках, зимой 1987-го, мне позвонили из совхоза «Вторая Пятилетка», - вспоминает Мелашенко. – Звонивший, не представившись, с ходу огорошил: «Товарищ комиссар, тут у нас железнодорожники двигатель с танка просят. Можно его им отдать?». «Какой двигатель? С какого танка?», - не понимая, о чём речь, переспрашиваю у звонившего. «Так у нас тут, в совхозе, танк в сарае стоит – ИС-2». Опешив от такой новости, прошу ничего не трогать и ждать…

Прыгнув в «УАЗик», полковник Мелашенко уже через полчаса с волнением открывал покосившуюся дверь старого, но ещё крепкого сарая, приютившегося на задворках совхозного машинного двора. Мысленно он уже представлял себе груду проржавевшего железа, подобранного, вероятно, когда-то на полях войны, но так и не востребованного для нужд хозяйства. Каково же было его удивление, когда в тесном полумраке сарая увидел он целёхонькую громаду боевой машины, подпиравшую мощным пушечным стволом обветшалую крышу. Толстый слой пыли и разводы ржавчины на броне лишь усиливали впечатление величавой мощи. Казалось, танк, облизанный жарким пламенем, только что выскочил из жестокого боя и затаился в укрытии на краю села, готовый вновь отражать вражеские атаки. ИС-2 – самый мощный танк Второй мировой войны, названный не без основания «оружием Победы» за свою способность крушить даже лобовую броню хвалёных немецких «тигров» и «пантер».

Внимательно осмотрев боевую машину, военком поразился очередной раз. В комплекте танка отсутствовали лишь четыре вещи: аккумулятор, оптический прицел, зенитный пулемёт и боекомплект. В остальном же было похоже, что танку лишь вчера заглушили двигатель: даже уровень масла в картере соответствовал норме. Ключ на стартер – и вперёд! Но больше всего удивляло неведомое: как стоявший на вооружении танк (официально снят с вооружения лишь в 1992 году) оказался в полузабытом совхозном сарае? Из скупых воспоминаний старожилов и учителей местной школы удалось узнать не менее удивительную историю

…В 46-ом послевоенном году тогдашний директор совхоза отдыхал по путёвке профсоюза в одной из южных здравниц страны. Соседом в санаторном номере оказался боевой генерал, командовавший в то время одним из арсеналов Бронетанкового Управления Вооружённых сил СССР. За бокалом доброго грузинского вина хозяйственный директор посетовал на послевоенную разруху, на острую нехватку тягловой силы, «ударную» основукоторой составлял десяток старых быков да два отживающих свой век трактора «Универсал». Подымая свой бокал за нерушимое единство армии и народа, директор то ли в шутку, то ли всерьёз попросил: дескать, подсобили б, товарищ генерал, тяглом – мы бы не только область, а всю страну трудовыми подвигами прославили.

…Закончился курортный срок, и оба командира – военный и колхозный – разъехались каждый по своим службам. Так бы со временем и забыли о мимолётном знакомстве, если бы… Если бы через пару месяцев на стол совхозного руководителя не легло железнодорожное уведомление, согласно которому совхозу предписывалось в такие-то сроки раскредитовать и получить на станции Бодеево пришедший в его адрес некий «груз». Совхозный глава по причине бедности хозяйства никому никакого груза не заказывал. Тем не менее, схватив уведомляющую бумагу, мигом помчался на бричке на недалёкую станцию. Платформа с «грузом», накрытым брезентом, стояла в железнодорожном тупике. Поднявшись на платформу, ошалевший совхозный глава недоверчиво гладил лоснящуюся броню танка ИС-2 в аккуратных заплатках и вмятинах на боках орудийной башни. Оказывается, его армейский сосед по санаторному номеру умел ценить не только добротное вино, но и слово крепко держал.

А дальше неизвестно: то ли в хозяйстве не нашлось знающих специалистов, то ли директор, сам недавний фронтовик, пожалел боевого «коня» и не стал унижать его хомутом нелёгкой совхозной жизни… Да только простоял танк 41 год целёхоньким, заботливо спрятанный от непогоды и глаз лишних в совхозном сарае. Видно, ему, выжившему в жестоких боях великой войны, судьбой предназначено было стать памятником – символом Победы.

…Возвращаясь в Лиски из совхоза, мудрый военком уже определил судьбу ИС-2. Приближалась 45-ая годовщина освобождения Лискинского района от немецко-фашистских захватчиков. Основной ударной силой на придонском плацдарме у села Щучье был 18-ый стрелковый корпус, в составе которого таранили немецкую оборону и наши тяжёлые танки.

Увековечить их подвиг у Дона – вот последнее боевое задание, которое должен выполнить ИС-2.

- На следующий день, - продолжает рассказ Илья Яковлевич, - подобрали мы по картотеке военкомата всех запасников, служивших в армии именно на этих типах машин, и вместе со старшим офицером доставили в совхоз. Специальные танковые аккумуляторы нигде достать не удалось. Попытались завести танк с буксира, но два мощных трактора К-700 становились на дыбы, а не смогли даже с места сорвать сорокашеститонную громаду. Тогда кто-то из механиков-запасников вспомнил, что двигатель такой модификации можно запускать сжатым воздухом. Привезли несколько баллонов, подсоединили к системе. Пуск – и двигатель, пыхнув соляровым дымом, загудел мощно и ровно.

Встречать оживший танк я выехал за бодеевскую околицу. Что это было за зрелище! По снежному полю уверенно, как в бой, шла грозная боевая машина, взвихривая за собою снежную пыль. А на броне танка гроздьями висел смешанный десант чумазых и счастливых механиков и деревенских пацанов. Их ликующее «ура!» заглушало шум танкового двигателя. Метрах в двухстах от военкомата танк замер – в баках кончилась солярка. Пока её искали, окрестная детвора так объелозила броню, что до блеска вытерла с неё всю ржавчину: крась – и на пьедестал.

Так, живым, выполняя своё последнее задание, и въехал ИС-2 на постамент, чтобы стать вечной памятью павшим.

Фото - Данил Климов

Категория: Жемчужины Лисок | Добавил: klimov_danial (23.02.2017) | Автор: Николай Алексеевич Кардашов
Просмотров: 1427 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar